Часто причиной выхода из строя центробежных насосов является работа в режиме кавитации. В общем случае кавитация — это явление, происходящее в движущихся потоках, когда местное падение давления оказывается меньше давления насыщенного пара жидкости и растворенных в ней газов. 

О наличии кавитации можно узнать по ярко выраженным внешним признакам: 
- по характерному шуму в виде потрескивания и вибрации, имеющей изменяющуюся во времени амплитуду и частоту. Если процесс кавитации развивается, то характерное потрескивание сменяется на глухо звучащие удары. Вибрацию в этом случае можно наблюдать визуально, она ощущается как в трубопроводе, так и фундаменте. 
При развитии кавитации меняются показатели работы насосного оборудования. 
В частности снижается подача и напор, а также потребляемая мощность. В ряде ситуаций подача насосного устройства срывается. К примеру, если при наличии кавитации постепенно открывать напорную задвижку, то в начале процесса, как и должно быть, подача растет, но вдруг в один момент ее значение быстро уменьшается до нуля. Следует учитывать, что такое развитие событий может спровоцировать аварию. 
Среди причин возникновения кавитации называют: 

Кроме того, возникновение данного явления провоцируют пузырьки пара. При малой кавитации из жидкости выделяются очень миниатюрные по размеру пузырьки, затем по мере развития процесса они увеличиваются в размере. 
На некоторой стадии появляются довольно большие по размеру каверны. В них присутствует газожидкостная смесь. Если каверны попадают в область высокого давления, то пузырьки пара смыкаются, при этом происходит гидравлический удар. 
В лопастных насосах кавитация обычно зарождается на входных кромках лопаток рабочего колеса. Нельзя длительное время эксплуатировать насосное оборудование в режиме кавитации. Иначе возникает особый вид разрушения материала – питтинг, отличающийся от коррозии и износа от воздействия абразивно работающих включений. 
При кавитационном питтинге происходит воздействие потока рабочей среды на плоскости рабочих лопаток. При своем движении внутри рабочего колеса пузырьки пара очень быстро смыкаются, по этой причине в постоянном режиме происходят микроудары гидравлического характера. Их численность велика, как и велико давление в тех местах, где смыкаются пузырьки пара. По этой причине материал рабочего колеса насоса достаточно быстро выкрашивается (изнашивается). 
Кроме проблем с рабочим колесом и деталями проточной части, из-за кавитации возникает разрушение подшипников и уплотнений. Иногда при сильной вибрации происходит поломка вала. Возможными причинами появления кавитации в процессе обслуживания, кроме факторов, зависящих от конструктивных особенностей насоса, могут быть следующие: