Сточные воды должны обязательно выводиться из населенных мест за их пределы. Это одна из главных задач канализации. Производится перемещение путём гидравлического транспортирования.
Система периодического вывоза, или ассенизация, зависит от регулярности технического обеспечения. Малейшие перебои в снабжении транспортом приводят к появлению проблем с «завалами» – неконтролируемым увеличением объёма отбросов. Поэтому сплавная канализация непрерывного действия является наилучшим решением вопроса. Она
- во-первых, функционирует постоянно, не допуская накопления отходов;
- во-вторых, резко снижает эксплуатационные расходы за счёт экономии в инфраструктуре и рабочей силе;
- в-третьих, в максимальной степени отвечает требованиям санитарии, поскольку транспортировка производится по закрытым трубопроводам.
Системы канализации
По организации канализационных потоков системы делятся на общесплавную и раздельную.
Общесплавная система канализации
В ней для всех категорий сточных вод существует только одна трубопроводная сеть. Она собирает и транспортирует на станции очистки (очистные сооружения) любые стоки.
При сильных ливнях объём дождевых сточных вод превышает бытовые и технологические в разы. Поэтому в такой системе предусмотрена схема «аварийного» сброса излишнего количества стоков прямо на природу. Так как ливневые осадки – явление не частое, то и доля таких сбросов в годовом цикле относительно невелика.
То есть основным недостатком данной системы является выпуск от случая к случаю мимо очистных сооружений некоторой массы стоков. Эта операция выполняется автоматически через устройства, называемые ливнеспусками. Они находятся на главных магистралях, в том числе – на главном коллекторе и на его крупных притоках.
Ливнеспуск – это камера из железобетона. Она оснащена устройством для сброса, срабатывающим при превышении поступления в канал или коллектор стоков выше предусмотренного объёма. Этот объём определяется пропускной способностью магистралей, лежащих ниже ливнеспуска.
Сбросные устройства – это водосливы, сифоны и другие особые конструкции. Выбор конкретного типа производится в соответствии с локальными условиями. Началом трассы ливнеотвода является камера ливнеспуска, концом – оголовок, или устье, на природном водоёме.
Такое решение заметно снижает затраты на строительство системы. Экономия достигается за счёт уменьшения диаметров размеров трубопроводов главного коллектора, мощности станции, насосов и других компонент, составляющих очистные сооружения.
На величину расхода, подлежащего сбросу, должен влиять, в первую очередь, уровень санитарной безопасности. Экономические соображения при определении мощности сбросного водоема должны быть на втором плане и не снижать этот заданный уровень ни в коей мере.
Раздельная система канализации
Полная раздельная система
В этой системе для атмосферных и условно чистых технологических вод, с одной стороны, и бытовых стоков – с другой, создаются отдельные линии трубопроводов.
В связи с этим канализационные сети данного типа таковы:
- дождевые (ливневые), называемые также водостоками;
- технологические и дождевые;
- бытовые;
- технологические и бытовые.
Отведение совместно сточных вод бытового и технологического (с загрязнениями) происхождения возможно, если только это не вызовет нарушений в работе бытовой канализационной сети и очистных сооружений на ней.
Неполная раздельная система
В реальности часто строят только одну канализационную сеть. Она должна отводить стоки искусственного загрязнения, бытового и технологического, с допустимым для спуска в бытовую канализацию уровнем. Для вод атмосферных и условно чистых предусматривается сток по естественному рельефу местности с минимальными затратами на канавы. В этом состоит отличие неполной системы канализации от полной.
Полураздельная система канализации
Состоит она из тех же двух самостоятельных сетей, что и раздельная система полная. Дождевая часть оснащается дополнительными устройствами специального назначения (водосбросными камерами, интерцепторами).
Приспособления эти предназначены для того, чтобы в первую очередь направлять в сеть сточные воды бытового и технологического происхождения. Но они рассчитаны также и на транспортировку других стоков более или менее регулярного и нерегулярного характера с не слишком большим расходом: небольших осадков и возникающих при мытье улиц.
Объёмы каналов позволяют принять и начальные порции ливней, имеющих максимальную загрязнённость. Последующая часть, уже гораздо более чистая, может направляться в водоёмы прямиком.
Комбинированная система канализации
Такую систему составляют общесплавная и раздельная, расположенные в населенном месте одном, но в частях его разных.